roland_expert (roland_expert) wrote,
roland_expert
roland_expert

Category:

Мар Афраат ܡܪܝ ܐܦܪܗܬ ܀

Оригинал взят у serg_slavorum в Афраат "Персидский мудрец.
Ассирийский подвижник и духовный писатель.




В относящихся к V и VI векам рукописях Британского музея содержатся 23 «тахвиата», или проповеди, автора которых эти рукописи однажды называют «персидским мудрецом» и дважды «Map Иаковом».

Из самих этих произведений можно почерпнуть сведения, что автор был «сыном завета», то есть аскетом, однако не отшельником, а высокопоставленным духовным лицом; неясно, имел ли он сан епископа. Из того же источника становится ясно, что деятельность автора приходится на первую половину IV века и что она протекала в сасанидском Иране. Вероятнее всего, он родился между 260 и 275 годами, а умер вскоре после 345 года.

Знакомство с творениями «персидского мудреца» обнаруживает и Георгий, епископ арабов (+ 724), который отзывается о нем как об «ученейшем, даровитом и исключительно начитанном в Священном Писании», но при этом не называет по имени. Имя автора первым открывает бар Бахлул (+ 963) в своем «Сирийском лексиконе»: это Афраат (Afrahat, эллинизированный вариант — Aphrahates). Этот факт подтверждают Илия бар Шинайа (+ 1049) и Бар-Эбрей (+ 1286), называющий его «Фархадом» (Farhad). He заслуживает доверия сообщение, что Афраат находился в монастыре Map Матфея, как то утверждается в источниках XIV века.

Другая старая, но ложная традиция смешивает Афраата с Иаковом, епископом Нисибинским. Так поступает, например, Геннадий Марсельский (+ ок. 492—505) в своем сочинении «О знаменитых мужах» (De viris illustribus). Фавст Византийский в своей «Истории Армении» (конец IV века) утверждает, что Иакова Нисибинского называли «персом». Отождествляют Афраата с Иаковом Нисибинским и древние армянские переводчики. Эта точка зрения не согласуется с высказываниями самого Афраата, что он жил во время правления Шапура II, то есть в эпоху, когда Нисибин находился под властью римлян.


Сочинения.

Сохранились 23 проповеди, или гомилии, Афраата, из которых первые десять, как свидетельствует сам автор, написаны в 337 году, следующие одиннадцать — в 344 году, а последняя — в 345 году, то есть в начале жестоких гонений Шапура II на христиан. Десять первых проповедей посвящены увещательным и аскетическим темам, в то время как в остальных Афраат более всего полемизирует с иудеями, которые были в тех местах учены и многочисленны. Гомилиям предпослано послание, полностью дошедшее лишь в армянском переводе, в котором оно ложно приписывается Григорию Просветителю.

1-я проповедь — «О вере» — содержит древнейший Символ веры. 2-я проповедь — «О любви». 3-я — «О постах». 4-я — «О молитве». 5-я проповедь написана в то время, когда надвигалась война с Римской империей, которой, как уже прнявшей христианство, Афраат желал победы. 6-я проповедь обращена к аскетам и рассматривает вопрос о достижении состояния совершенства, и прежде всего о смирении и действенности Духа Христова. 7-я — «О покаянии» — против ригоризма в вопросе отпущения грехов. 8-я — «О воскресении мертвых». 9-я — «О смирении». 10-я — «О пастырях». Имеются в виду пастыри душ, которых Афраат побуждает к ревности о Христовом деле. 11-я проповедь — «Об обрезании» — направлена против иудеев. 12-я — «О Пасхе» — также имеет антииудейскую направленность. 13-я— «О субботе». 14-я составлена в форме письма, написанного по поручению некоего Собора и обращенного к епископам и мирянам Селевкии-Ктесифона; в нем сурово порицается поведение духовенства. 15-я — «О различении пищи» — против иудеев. 16-я — «О народах, заступивших место избранного народа». 17-я — «О божественном родословии Христа». 18-я — «О девстве». 19-я — «Против иудеев, которые говорят, что они снова соберутся воедино». В этой проповеди Афраат высказывает мнение, что, согласно пророкам, никогда не случится так, что иудеи восстановят царство в Палестине. 20-я — «О помощи нуждающимся». 21-я — о надвигающемся гонении на христиан. 22-я — «О последних временах». 23-я — «Об акинаке» (de acinace), то есть о благословении, которое было сокровенно в лозе Израиля и которое процвело у других народов. В этой проповеди Афраат много рассуждает о библейской хронологии.

Учение.

Афраат, живший вдали от античной цивилизации, обнаруживает в своих трудах богословие, свойственное весьма ранним ступеням развития христианской мысли: в силу этого богословие Афраата имеет немаловажное значение. Почти то же можно сказать и о его духовных наставлениях; дело в том, что это первое свидетельство аскетизма у христиан Персии. Наибольшее значение творчество Афраата имеет, однако, для истории, так как Афраат представляет собой первого христианского писателя в державе Сасанидов.

В качестве источников Афраат использует лишь Священное Писание, в цитировании которого проявляет большую ученость и глубину понимания. Из Ветхого Завета он привлекает почти все книги, а из Нового чаще всего Евангелия и [Послания] апостола Павла, но не цитирует соборных Посланий и Откровение Иоанна Богослова. Евангелие цитируется по «Диатессарону» Татиана, апостол Павел — по старому сирийскому переводу (Vetus Syriaca), а Ветхий Завет — по переводу Пешитты. Помимо Библии Афраат привлекает только «аграфы» неясного происхождения. До некоторой степени творчество Афраата подверглось влиянию раввинистической культуры и книжности.

1. Троица.

Провозглашается в славословии (проповедь 1-я). «Слава и честь да будет Отцу и Сыну и Его живому и Святому
Духу из уст всех, кто хвалит Его горе и долу, во веки веков. Аминь». Дух (женского рода!) есть «мать» аскета и сообщается нам Христом. Дух есть Мудрость, и Он просветил пророков. Нелегко понять, когда речь идет о Духе как лице Троицы, а когда — о безличной благодати. Святой Дух живет в крещеном человеке, а после его смерти возвращается ко Христу, своей «природе» (ср. ниже).

2. Христология.

Не зная о Никейском Соборе, Афраат в православном духе учит, что Христос был Богом. Ибо «Он был от начала у Отца Своего» «в царствии Своем» «в вышних» «в доме Отца Своего».

Афраат утверждает: «В Тебе [Христос] мы хвалим Самосущее Существо, которое отделило Тебя от Своей сущности и послало нам», где слово Itutha («сущность») обозначает высшее существо, невозникшую сущность и является именем Бога. Помимо этого Афраат, указывая на взаимообщение свойств, пишет: «Всевышний, Он смирил Свою славу. Обитавший в вышних, Он не имел места, где приклонить голову... Бог и Сын Божий, Он принял образ раба».

Когда Афраат рассуждает о способе соединения Христа с телом, его рассуждение не вполне ясно: «Когда Он [Христос] вернулся к Тому, Кто Его послал, Он принес с Собой нечто, чего раньше не носил, по слову Апостола: И нас воскресил с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе (Еф. 2:6)».

Искупление совершено жертвоприношением «жертвы Агнца» которая отменила собой все остальные жертвы. Смерть Христа умертвила смерть. Это схождение победителя Христа в царство смерти изображается Афраатом в драматической форме, с элементами, восходящими в конечном счете, по-видимому, к персидской литературе.

3. Таинства. Афраат пишет, что крещение было установлено Христом, когда Тот омыл ноги апостолов. Крещение — это «знак жизни»: в нем смываются грехи, после того как священник совершил призывание [Св. Духа] над водами.

Говоря о Евхаристии, Афраат использует очень яркие выражения, чтобы передать отчетливое впечатление реального присутствия [Христа]. Евхаристия — это жертвоприношение, предсказанное пророком Малахией; оно дает жизнь.

Целая проповедь (7-я) посвящена покаянию. В ней духовные врачи призываются к тому, чтобы прилежно исцелять уязвленных кающихся, избегая вредной суровости. Скорее всего, в проповеди речь идет не о монашеском откровении помыслов, но о самом таинстве [покаяния]: он говорит, что те, кто не хочет приступать к покаянию, «умирают второй смертью». В свою очередь те, кто выслушивает исповедь, не могут открывать ее остальным.

По-видимому, Афраат имеет в виду таинства миропомазания и елеосвящения, когда, воздавая хвалу елею, говорит, что он содержит в себе знак «таинства жизни, благодаря которому становятся христианами, священнослужителями, царями и пророками; он просвещает тьму, помазывает больных и чрез свое сокровенное таинство возвращает кающихся».

Говоря о священниках, что они «приняли возложение рук», Афраат косвенно упоминает таинство священства.

4. Антропология.

Человек состоит из тела, души («нафша») и духа («руха»). Последний получается человеком при крещении, если тот благочестив, и после смерти возвращается ко Христу, к своей «кьяна» (сир. kjana; этот термин следует переводить как «природный источник» или «сфера»), в то время как душа, скованная сном, пребывает вместе с телом. Такая гипнопсихия имеет, по-видимому, иранское происхождение. В конце концов дух, по Афраату, при воскресении вернется с небес и прославит и тело, и душу.

5. Аскетика.

Духовные наставления Афраата носят умеренный и спокойный характер. В основном они посвящены любви — как любви, которую следует созерцать в Боге, так и любви, которую следует проявлять к Богу и ближнему. Программа Афраата направлена на достижение спокойствия души посредством веры, которая деятельна в любви.



Из книги Ортис де Урбина, Игнасио. Сирийская патрология [перевод с лат. М. В. Грацианского]. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. - 283 с.. Стр. 47-53.

Tags: Ассирийская Церковь Востока, Церковь Востока, персоналия, религия, ܥܕܬܐ, ܥܕܬܐ ܕܡܕܢܚܐ, ܬܘܕܝܬܐ
Subscribe

Posts from This Journal “персоналия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments